Наконец-то мне удалось увидеть изнутри наш знаменитый Дом с химерами. Его построил Владислав Городецкий, киевский архитектор начала прошлого века, что известен далеко за пределами нашей страны. Несмотря на то, что Дом можно считать визитной карточкой Киева, очень долго им никто не занимался. Уникальное здание много чего пережило.
И только в последние годы Дом с химерами был восстановлен. Сейчас там Малая резиденция Президента Украины. Экскурсии проводятся только по субботам. Впечатление, конечно, получаешь грандиозное. Одно дело – видеть здание снаружи, а другое – пройтись по его комнатам и услышать историю Дома и его создателя.
Мне очень хочется поделиться с вами хотя бы малой частью того, что восхитило меня. А еще хочется, чтобы вы почувствовали ту боль, что возникает, когда осознаешь, сколько прекрасного было потеряно в годы революции.
Без преувеличения Дом с химерами – настоящий шедевр архитектуры. Нигде больше вы не найдете такой уникальной красы. Очень часто Дом Городецкого сравнивают с таким же уникальным домом Антонио Гауди в Барселоне. Снаружи он выглядит как таинственный замок на утесе, на стенах которого застыли причудливые изваяния. Такое ощущение, что рядом с тобой сказка воплотилась в камне.
Общие сведения
о Доме с химерами
Название дома – чистая народная выдумка. Городецкого вдохновляла Африка. Ее образы, пропущенные через фантазию автора, легли в основу эскизов необычных скульптур. В итоге из стен вырастают слоны, носороги, антилопы, а на крыше виднеются невиданные морские чудовища, огромные жабы и нимфы на дельфинах.
Это чудо было построено всего лишь за два года. Городецкий строил дом для себя, а часть квартир предполагал сдавать в аренду. Для этого было предусмотрено несколько типов квартир.
Самые элитные квартиры занимали два верхних этажа (по 380 кв.м). В каждой была кухня, ванная, кладовая, несколько туалетов и прачечная, а также комнаты для прислуги. Личная квартира Городецкого была ниже, занимала отдельный этаж и имела тринадцать комнат.
Более простые квартиры имели по 2-3 комнаты. У них также были свои кухня, ванная и кладовая, а прачечная была уже общая (в подвале). Как видите, 100 лет назад можно было иметь очень комфортное жилье.
В Доме был лифт, водопровод, канализация, общий ледник и винные погреба. Были даже конюшни и коровник. Городецкий мечтал, чтобы его жильцы пили свежее молоко.
Страстью Городецкого была охота. В убранстве дома он полностью отразил свое увлечение и увековечил в разнообразных скульптурах свои охотничьи трофеи.
Самой большой мечтой Городецкого было африканское сафари. К поездке в Африку он готовился долго и все свои мысли отразил в дизайне.
Исследователи сравнивают Дом с химерами с африканской горой, на вершине которой расположено озеро. А водопад, что начинается там, омывает ступени главного входа. Животные на стенах олицетворяют Африку, снасти и девушки с рыбами отображают водную гладь.
Городецкий стал третьим европейцем, что посетил сафари. В 1911 г. он уехал в Африку и провел там полгода. Затраты оказались столь большими, что ему пришлось заложить особняк под кредит. И после сафари он уже не смог вернуть себе этот дом.
Из своей поездки Городецкий привез чучела убитых им животных. Всю свою коллекцию он передал в зоологический музей. А во время войны она сгорела. Осталась лишь книга его воспоминаний с фотографиями этой поездки.
История
Дома с химерами
Дом с химерами необычен тем, что он построен на крутом обрыве. Считалось, что в таких местах вообще нельзя строить здания. Есть легенда, что Городецкий заключил пари, ибо ему сказали, что он – сумасшедший, если в его голову пришла такая идея. Как видите, он доказал свою правоту. Говорят, что на фуршете в честь открытия Дома с химерами Городецкий сказал:
Дом, может, и несколько странный,
зато не найдется в Киеве человека,
который шел бы мимо
и не остановил бы на нем свой взгляд.
Это оказалось правдой. Вот уже более 100 лет его дом все так же удивляет взоры прохожих, вызывает у них восхищение.
Дом с химерами необычен еще тем, что количество его этажей отлично для разных сторон: с парадного входа у него три этажа, а с площади Ивана Франко – шесть.
При строительстве Городецкий использовал все новейшие достижения своего времени. Все строилось из бетона. Из него же сделаны все скульптуры, что выполнены руками известного итальянского мастера Элио Саля. Саля обожал “подписывать“ свои творения. В Киеве много его именных табличек. У Дома с химерами табличку “E.Sala. 1902“ можно увидеть возле скульптуры “Поединок орла с пантерой“.
После революции Дом превратили в коммуналку. Во время войны он не был полностью разрушен (хотя от Крещатика ничего не осталось). После войны там разместили поликлинику для членов ЦК компартии. Естественно, красота была никакому не нужна. Уникальная лепнина ломалась, росписи покрывались слоями краски, а первый этаж вообще засыпали землей (чтобы укрепить здание).
Только в 2004 году начали его реконструкцию. Первый этаж был раскопан. По сохранившимся чертежам Городецкого восстановили интерьер, паркетные полы и росписи. А вот окна оставили кривыми, т.к. здание отклонилось от вертикальной оси на 30 см. Сейчас это памятник архитектуры.
Внутреннее убранство
Экскурсии берут свое начало со служебного входа. Проводятся они по предварительной записи, группа – не более 10 человек. На входе строгий контроль – предъявляешь паспорт, сдаешь фотоаппарат и телефон, проверяют все личные вещи, потом проходишь через специальную рамку, оставляешь на входе сумку и одеваешь бахилы.
Если же входить в дом через парадную дверь (вход в квартиру Городецкого), то сразу попадаешь в подводное царство. Холл оформлен как морское дно. На стенах росписи с морскими рыбами и затонувшими кораблями. На потолке – громадный спрут, щупальца которого обвивает морская живность – ракушки, морские ежи и растения.
Техника исполнения изумляет до сих пор. Даже не верится, что хрупкие на вид раковины выполнены из бетона. Все это богато раскрашено и покрыто перламутром. Холл по праву считается настоящей жемчужиной здания. Особенно он потрясает, если смотреть на него из другой комнаты.
Так же богато оформлена и парадная лестница из белого мрамора. По бокам она украшена лапами орла. На стенах росписи и лепнина на тему охотничьих трофеев (оленьи рога, гирлянды дичи, ружья и фляги).
Между 4 и 5 этажами на лестнице установлен электрический светильник в форме гигантского сома, обвитого водорослями. На концах водорослей поселись цветы, куда уже ввинчиваются лампочки. Как раз этот светильник изображен на этом фото. Светильник работает до сих пор.
Столь же красочным и оригинальным был интерьер квартир. Самими роскошными были апартаменты хозяина: обшитые ольхой стены, изысканный паркет, перламутр. В каждой комнате печь, выложенная удивительно красивой керамикой. Все печи исправны, но давно не используются, т.к. есть центральное паровое отопление.
Все комнаты уникальны и украшены по-своему. Мне понравилась гостиная. Она оформлена в белых, розовых и светло-зеленых тонах. Ее украшают сплетения ирисов. В настоящее время здесь зал для переговоров.
Столовая (она изображена на фото) украшена различными овощами. Здесь есть чеснок, артишоки, свекла и многое другое. Взоры сразу же притягивает необычная люстра из больших лосиных рогов. Кстати, для сервировки выделена отдельная комната. В нее на лифте подаются готовые блюда из кухни.
Вот какую красоту можно увидеть на этой экскурсии. Таким образом, можно реально ощутить, в какой обстановке проходят встречи гостей из-за рубежа и их общение с президентом.
Надеюсь, я пробудила ваш интерес к этому замечательному памятнику архитектуры. Кстати, Дом с химерами причастен к появлению знаменитого романа Булгакова “Мастер и Маргарита“. Его необычные фигуры разбудили фантазию Булгакова. В последствие он говорил, что без химер дома Городецкого у него не родились бы образы Воланда и Азазело.
Владислав Городецкий оказался прав – никто не может спокойно пройти мимо его творения. Многие приезжие спешат непременно его увидеть. Предлагаю вам тоже насладиться этим зрелищем, посмотрев этот небольшой ролик:
Еще по теме:
В музей Кастельвеккио
возвращаются украденные картины
Сп асибо за возможность прикоснуться к прекрасному.
На здоровье. В мире столько прекрасных вещей. Поэтому надо стараться увидеть как можно больше за свою жизнь. Ведь все это нас обогащает и меняет.
Каждый знак, каждая скульптура имеет своё магическое и скажу прямо — негативное значение и влияние. Этот дом строился по заказу теневой мировой власти, представителями тёмной части Мальтийского ордена (массонами). Поэтому, можно, конечно, восхищаться, но реально Киев и Страна в целом от этого только страдают.
Ну вы и нашли, куда приплести политику. Могу вам дать 100% уверенности, что никакого негативного энергетического воздействия в этом доме нет (как и в самом Киеве). Это очень благостное место.
Скульптуры выполнены великолепно, да, но все несет свой смысл…все…каждая картина, каждое изображение…
Не знаю насчет смысла… Все-таки здесь не заложено никаких тайных знаний. Просто человек любил красоту, стремился ее показать другим. И впечатляет, действительно, когда красоты воплощается в камне. Когда мы смотрит старинные изваяния в тех же музеях, тоже возникают эти мысли. А вот когда посмотришь на современные скульптуры, то иногда не можешь понять, что же двигало автором.
Надежда, дело ведь ни в тайных знаниях. Вот смотрите, смысл скульптуры льва, поедающего дичь..состояние при этом льва- чувствуете ?…Потом, состояние образов химер в виде змей и прочих воплощений — посмотрите- попробуйте прочувствовать…а ваше подсознание это принимает..
И все здание несет именно такие состояния.
Теория «Состояний» , как работают состояния , если есть желание , посмотрите сайт genodrevo.ru — это Академия Развития Сознания —
Основатели :
Заикин Н.И. — Президент «Академии развития Сознания», основатель науки «Сознаниеведение», Полный Профессор по педагогике, Профессор по информациологии, Доктор философии и психологии. Заикина Н.Е. — Вице Президент «Академии развития Сознания», основатель науки «Сознаниеведение», Профессор в области Сознаниеведения, Доктор педагогики. Они являются авторами двенадцати томов учебников развития сознания, в которых представлена универсальная модель мира на основе теории генодрева, теории мига, теории состояний, теории материализации и дематериализации и новой науки СОЗНАНИЕВЕДЕНИЕ.
А,кроме того Заикин Н.И -физик и автор многих работ по квантовой физике и если брать обьемно , то это те теории, которые МОГУТ ОБЬЯСНИТЬ, как наши мысли, слова и образы перетекают в состояния и что в следствии этого можно материализовать и дематериализавать…
—————————————-
Поймите, я не сужу: плохо это или хорошо .
Такое здание проявилось . Это стало реальностью.
С Уважением Лидия.
Мне тяжело говорить, т.к. этой теории я знаю. Могу сказать, что я очень тонко воспринимаю энергетические потоки. Но тут ничего такого нет. Скорее всего, ваше восприятие близко к актерскому восприятию мира. Там тоже учат чувствовать и пропускать через себя состояния (я одно время ходила на курсы актерского мастерства). Но это разные вещи.
Спасибо за то.что поделились историей.Какой красивый памятник архитектуры.
На здоровье. Красивые вещи скрашивают нашу жизнь. И их должно быть очень много.
Побывал прошлым летом — понравилось. Очень такое вот не заурядное место. Там без особых декораций можно снимать исторические фильмы всех жарнров.
Кстати, в этом районе Киева снималось и снимается очень много фильмов (как и на Андреевском спуске). Часто можно увидеть съемочные группы. А потом в фильмах эти особняки представляют как некие зарубежные виды.
А вот в самом здании уже никто не разрешит снимать 🙂
Зря! Можно было бы и поснимать и в здании… Надеюсь скоро вся ситуация утрясется и в прекрасном Киеве можно будет и снимать фильмы и развивать кинематограф =)
Ситуация и так спокойна. Кинематограф и так развивается, ведь жизнь не стоит на месте.
Городетский однако рисковый мужик. И пари выиграл и свое детище в истории оставил. Здание потрясает! Аж захотелось его посетить! Если удастся воплощу свои желания.
Киев обязательно надо посетить. Лучше немного позже — пусть приведут в порядок Крещатик. Это один из городов, которые можно очень долго открывать. За один день (и даже за три) мало что увидишь.
Вот так неординарные личности, а таковым является Городетский, уходя из этого мира продолжают жить в своих шедеврах.Это и есть бессмертие, продолжать жить в своих творениях.
Вы правы — это и есть настоящее бессмертие. Не так давно я смотрела фильм «Амадей». Очень хорошо в нем раскрыта личность Сальери. Последнего потомки помнят лишь из-за отравления Моцарта. Зато Моцарт, как и его музыка, будут жить вечно.
С одной стороны страшно с другой очень интересно. Так и манит своим видом, чтобы там побывать. Наверно мурашки по коже так и бегают когда, находишься внутри такого дома.
Совершенно нет. Все очень пампезно и красиво. Наоборот, внутреннее убранство восхищает. Мой ребенок даже сказал, что хотел бы там жить.
Я, кроме названия, ничего об этом доме не знала. Благодарю, Надежда, за такую ценную информацию, за такую красоту! Похоже на сказку — то «Аленький цветочек», то подводное царство, то Олимп. И еще поразил уровень комфорта жилья в то время!..
Жаль, что хозяину не довелось жить в этом доме!
Меня тоже это поразило. И я, к сожалению, увидела, что за 100 лет мы не стали намного лучше жить. Да, появились всякие технические штучки (типа телевизора). Но все чаще ведь говорят, что лучше жить без него 🙂 . А все бытовые вещи были придуманы давным-давно.
Недавно смотрела старый фильм «Доктор Живаго» (по Пастернаку). Грустно стало — сколько же хорошего было разрушено в 17-м году. А ведь такую красоту мало кто умеет создавать. Что хорошего в современных стекляшках? Как справедливо было сказано в «Иронии судьбы…», все везде одинакового.
Очень точно. Мне всегда нравилось читать (смотреть) о домах с отдельной от кухни столовой, прачечной и пр. Тут же вспоминается и профессор Преображенский, у которого пытались оттяпать «лишние» комнаты).
А ведь технические штучки быстро устаревают: чем дальше, тем быстрее. Зато произведение искусства такого масштаба, как этот дом, не подделаешь и не повторишь, пожалуй.
Недавно прочла книгу о планете, жители которой выращивают свои дома, как деревья, потому в них не увидишь прямых линий, и ни один из них не похож на другой. Явная противоположность «стекляшкам»…
Интересно было бы увидеть такое воочию. Но судя по тому, что я видела в современных домах, мне вряд ли понравится. У нас одно время строились дома, что имели не прямоугольные площади. Как говорится в Украине, «ни к селу, ни к городу». Очень неудобно планировать расстановку мебели. Да и смотрится как-то незаконченно. Видимо, у нас мышление «квадратно-гнездовое» :-). Например, я не могу понять то же Львова, когда улицы изгибаются в разные направления.
Меня привлекают закругленные коридоры, холлы… на картинках). Практически, возможно, это и неудобно, согласна.
А насчет улиц — мне не по душе то, что мой дом стоит под углом к улице, а не параллельно.
Ну, картинки и жизнь здорово отличаются 🙂 Самый лучший пример — когда смотришь на какое-то платье и думаешь «какой красавицей я буду в нем». А оденешь — видишь, что фасон тебе вообще не идет.
Кстати, кажется в феншуй есть что-то о том, когда дом стоит под углом к улице. Вы поищите.
Спасибо, поищу!
А с платьем бывает и наоборот — внешне ничем не приглянулось, а примеришь — и влюбишься).
И такое бывает… Я сейчас всегда говорю, что женщина должна хорошо знать свою фигуру и свои цвета. Вот тогда уже подбирать одежду будет легче.
Честно говоря страшноваты эти химеры, хотя с художественной и архитектурной точки зрения всё безупречно.
Вы не одиноки в таком восприятии 🙂 Хотя лично я ничего страшного здесь не вижу. Вы ведь не испытываете страха, если, например, смотрите на скульптуру Бабы Яги. Здесь — то же самое, только выполнено более гармонично и выглядит эстетично.
Вот люди раньше какую красотищу строили и стоит веками! Статья очень интересная, спасибо!
В том-то и обида. Почему раньше люди умели создавать то, что стоит веками? А сегодняшние вещи разваливаются за считанные дни. Более того, сейчас культ однодневок — во всем.
Дом с Химерами, это живая магия с тёмной символикой всюду на теле Киева и Украины. Этот дом заказали архитектору масоны, и каждый символ — это показатель власти тёмных и их победы над религией и над честью.
Какая чушь! Вы-то сами хотя бы рядом с этим домом были? И почему это вы так настроены против масонов? Есть разные пути вверх. А узость зрения как раз говорит о том, что челок еще далек от этого.
Поражаюсь фантазии архитектора! Слава Богу, что дом с химерами все же восстановили и есть возможность видеть сегодня красоту, как снаружи, так и внутри.
Да, это приятное событие. Мне всегда жаль, когда теряются старые памятники. Свою историю надо знать и любить.
Прекрасное здание у нас есть дом с химерами. И не подумала бы, что у кого-то оно может вызывать негативные ассоциации.Когда училась в университете дня не могла прожить без него.Хорошо было , что не далеко находилось.Часами можно было рассматривать эту красоту.
Не обращайте внимание. Люди разные и реакции могут быть разные. Единственно, что не принимаю, когда безаппеляционно утверждают нечто, в чем сами не разбираются. Мне-то со своим стажем работы в эзотерики плюс индивидуальным восприятием тонкого мира это лучше видно.
А вы учились в университете Шевченко? Не сказала бы, что так близко. Дом снаружи очень интересен. Но все-таки увидеть убранство его изнутри — это совершенно иное.
Вот это дом! С удовольствием сходила бы на экскурсию по этому чудному строению. Никогда не была в Киеве, но много слышала о красоте этого города.
На днях встретилась с москвичами. Они впервые в Киеве. И просто восхищены этим городом. Возможно, и вы когда-нибудь сможете выбраться сюда. Киев надо чувствовать, им надо дышать. Здесь особая атмосфера.
Очень необычное и интересное здание, прямо потрясает. Рассматривать детали можно долго.
Это точно. К тому же здесь есть фигурки, которые можно потереть «на счастье» 🙂